Подлинная история бхакти как комплекса мистических учений в индуизме начинается в VI - VII вв. н.э. на Юге, в стране тамилов. Именно здесь была создана богатейшая литература, гимны поэтов — шиваитов (наянаров) и вишнуитов (альваров), для которых бхакти уже означало самую широкую гамму чувств, испытываемых адептом в отношении бога — Шивы или Вишну. Это и преклонение, и восхищение, и рабское служение, и умиление, и страстная любовь с ее блаженством обретения и муками разлуки. Важно при этом отметить, что в отличие от «Бхагавад-гиты» для тамильских поэтов-мистиков бхакти — не один из путей к богу, а главный, самый лучший; в сравнении с ним ничто и обряды, и аскетические подвиги, и брахманская ученость. Обращаясь к богу, они молят не о материальном благополучии, не о спасении, а только о том, чтобы бог явился адепту, дал возможность слиться с обожаемым Шивой или Вишну [Пятигорский, 1962, с. 76 - 131].
При этом важно, что тамильские поэты-мистики (бхакты), в большинстве своем выходцы из брахманов или иных высших каст, обращались к богу не на санскрите, а на родном языке, давшем к тому времени блестящие образцы литературы и прежде всего — лирической поэзии, с которой творчество наянаров и альваров обнаруживает весьма тесную связь.
Наибольшее распространение в литературе тамильского бхакти получил гимн, в котором поэт воспевает величие Шивы или Вишну, славит атрибуты бога, его образ в том виде, в каком он установлен в том или ином храме; восприятие бога носит сугубо эмоциональный характер, фиксируется как личностный опыт; поэт описывает свои мистические переживания, осуждает себя за время, потерянное в неведении бога, бичует свои грехи и пороки, совершая при этом, как отмечают исследования, своего рода ритуал служения богу, но ритуал не внешний, а внутренний, чисто духовный [Бычихина, Дубянский, 1987, с. 50 - 51].
Какие исторические и социокультурные причины вызвали развитие бхакти на Юге? Это, по мнению многих авторов, сам процесс распространения индуизма и санскритской культуры с Севера на Юг, ассимиляция индуизмом местных богов. Не случайно в поэзии тамильских бхактов воспевается не просто Шива или Вишну, но Шива из Арура, Вишну из Шрирангама: общеиндусские божества превращаются, таким образом, в местных, они «понимают» чувства бхактов, обращающихся к ним не на санскрите, а на тамильском; параллельно с этим местное божество Муруган ассоциируется с сыном Шивы Скандой и также становится объектом мистического культа, бхакты посвящают ему свои гимны [Дубянский, 1989, с. 33 - 37].
Автор: Е.Ю. Ванина