Древнейший период в истории японской культуры - период неолита, начавшийся около четырех тысяч лет до нашей эры и закончившийся в первые века нашей эры, имеет черты стадиальной общности с аналогичными этапами в жизни других народов. От этого времени сохранились главным образом изделия из керамики, по формам, орнаментации, способу изготовления имеющие черты сходства не только с керамикой Китая, Кореи, но и более обширных районов Юго-Восточной Азии и даже Америки. Это была эпоха заселения Японии разными народами как с материка, так и с островов южных морей. Поэтому древнейшая японская культура была сплавом многих неолитических культур. Этот длительный период общественного развития, получивший в японской историографии наименование Дзёмон, характеризуется родовым строем. Художественная деятельность на протяжении этой эпохи выступала в неразделимой слитности с материальной культурой, с первобытной магией.

Основным объектом религиозно-магического осмысления древнего человека была природа, с которой он соотносил свое повседневное существование, свои размышления о жизни и смерти. Наблюдая природу, он пытался осознать мир, объединить разрозненные факты в единую стройную систему. Этот длительный исторический процесс запечатлелся в эволюции керамики, постепенном усложнении ее форм и орнаментации. Самые ранние сосуды были грубо вылеплены от руки и обожжены в примитивной яме при низкой температуре. Их форма получалась накладыванием спиралью жгута из глины. Во время обжига форму обматывали травяной веревкой, которая, выгорая, оставляла след - первый декор изделий (отсюда и название дзёмон - «след веревки»). Примитивная конусообразная форма на более поздних этапах постепенно расчленялась - выделялись дно, тулово, горловина, появились сосуды в форме блюд, чаш, более открытые и менее открытые. Едва намеченный простейший узор сменился обильным налепным декором, ставшим главной отличительной чертой зрелой керамики дзёмон.

В разных районах Японии археологами было найдено несколько типов сосудов. Самые крупные (до 1 м высотой), с усложненной тяжелым налепным декором горловиной подчас выполняли уже не столько утилитарные, сколько особые ритуальные функции. В их исполненном пластической мощи фантастическом орнаменте угадываются стилизованные горные пики, крутые завитки морских волн, зигзаги молний, знаки дождя, ветра, солнца и луны. Отверстия и углубления создавали активную игру светотени, глиняная масса как будто жила и двигалась, олицетворяя стихии неба и земли, мощные силы природы. Такой сосуд был для древнего человека драгоценным сводом знаний о мире, универсальной системой представлений о магической связи его собственной жизни с жизнью вселенной.

Керамический сосуд из Нагано-кэн. Период Дзёмон. Токио, Национальный музей

Эволюция керамики дзёмон отражает длительный и сложный процесс познания мира человеком, фомирования представления о закономерностях жизни окружающей его природы, упорядоченности ее ритмов, смене сезонов, грозной силе и благотворности ее стихий. Для выражения этих знаний использовались постепенно постигаемые пластические свойства предметной формы и орнамента - тяжесть и легкость, соотношение высоты и ширины сосуда, ритмическое чередование фигур узора, плавность или прерывистость его движения.

К середине периода Дзёмон (2,5-1,5 тыс. лет до н. э.) относятся глиняные фигурки - догу, олицетворявшие силы плодородия и связанные, по мнению исследователей, с началом земледелия. Обычно небольшого размера (около 25 см), распластанные и схематизированные, условно изображающие человека, они полны какой-то внутренней таинственности и напряженной силы. Покрывающая их орнаментация близка сосудам того же периода.

Догу из Кита-Акита. Керамика. Период Дзёмон. Токио, университет Мэйдзи

Автор: Н.С. Николаева

 

Продолжение здесь.

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100