С утверждением сёгуната Токугава (1615-1868) начался период развития японского общества, полный внутренних противоречий как в экономической, так и в идеологической жизни. С 30-х годов XVII века правительство пресекает почти все контакты с внешним миром, обрекая страну на самоизоляцию как раз в тот период, когда культурные контакты с Европой и Америкой благодаря бурно развивавшемуся мореплаванию и мировой торговле могли оказаться плодотворными.
Изменение смыслового содержания японского искусства происходило в условиях сложившейся в предшествующие века его поэтики и образности, что затрудняло ощущение нового, появлявшегося нередко в традиционных формах. Вырабатывая свои собственные формы художественной культуры, третье сословие, при всем своем противостоянии феодальной аристократии и самурайству, опиралось на прошлое, на сложившийся ранее язык искусства. По мере роста своего богатства оно все более ассимилировало изысканные формы феодальной культуры. Наиболее ярко это проявилось в утверждении своеобразия художественной школы Киото XVII-XVIII веков.
Формирование в Японии конца XVII-XVIII века ансамбля интерьера на основе единых декоративных качеств всех видов искусства, ставшее одной из основ художественного процесса, было возможно только при подобном сближении картины и предмета декоративного искусства. Недаром тот же Огата Корин был автором росписи на веерах, кимоно, лаковых шкатулках. Плодотворно работал он в содружестве со своим братом, прославленным керамистом Огата Кэндзаном (1664-1743).
Повседневная жизнь города впервые в истории японского искусства становится объектом художественного осмысления в разных видах творчества периода Эдо - литературе, театре, жанровой живописи. Активному, самоуверенному, грубоватому буржуа, терпеливо собирающему деньги и верящему только в них, мир представлялся радостным, веселым, сулящим наслаждения. Горожанин Эдо смотрел на мир трезво, принимая его таким, каков он есть. Это приятие действительности делало ее главным источником эмоций, наблюдений и обобщений.
В начале XVIII века многие технические новшества (печать в две, затем и в несколько красок, тиснение, использование лака и др.) позволили значительно расширить выразительные возможности ксилографии. Японская гравюра в своем авторстве коллективна, хотя на готовом листе стоит имя только одного художника, исполнявшего контурный рисунок на бумаге и размечавшего цвет.
Подлинного синтеза все ее черты и возможности достигли в творчестве крупнейшего японского художника Кацусика Хокусая (1760-1849), искусству которого свойственна невиданная не только в гравюре, но и вообще в японском искусстве полнота охвата жизни, широкий интерес ко всем ее проявлениям, от мимолетной уличной сценки до величия природных стихий.