С середины VI века Япония вступила в новую стадию общественного и культурного развития. Периоды, вошедшие в историю под названием Асука (552-645) и Нара (645-794), были первым этапом реально обозримой истории японской средневековой культуры. Это было время возникновения первых литературных произведений, появления новых видов архитектуры и изобразительного искусства, стилистические закономерности которых стали основополагающими для последующих веков.
Важную роль в этих переменах играло сближение со странами континента и введение буддизма. Последнее было закономерным явлением для исторических условий, в которых формировалось молодое японское государство.
В процессе объединения страны, на протяжении VI-VII веков, идея единой религии противостояла множественности местных культов, помогала созданию централизованной власти. Недаром главную поддержку буддизм находил у правящей верхушки. Важным было и то, что буддизм, официально принятый эдиктом 594 года, распространялся одновременно с конфуцианством - морально-политическим учением, дававшим основу государственного устройства как иерархической системы, соответствовавшей нарождающимся феодальным отношениям.
Победа в длительной борьбе одного из могущественных родов, поддерживавшего буддизм, была победой сил, стоявших за создание сильного централизованного государства. Феодальные отношения были закреплены принятой после так называемого переворота Тайка 645 года надельной системой землепользования, аналогичной китайской. Вся земля объявлялась государственной собственностью и раздавалась в соответствии с социальной принадлежностью представителям всех сословий.
Седьмой-восьмой века были не только первой стадией развития японского феодализма, но и временем создания сильного и могущественного государства, что нашло соответствующее выражение во всей идеологии, строе культуры, образной сути и стилевой направленности японского искусства.
Для развития японской культуры принятие буддизма было крупнейшим историческим событием. Хотя первоначально оно ознаменовалось почти только внешним перенесением на японскую почву развитых форм религиозного искусства - архитектуры, скульптуры, настенных росписей, культовой утвари, - поддержка государства, ассигнования на строительство новых храмов и монастырей, а затем и приказ в обязательном порядке иметь в каждой провинции буддийский храм - все это было весьма значительным для появления в Японии новых художественных форм.
Буддизм нес с собой не только новые религиозно- философские и нравственные представления. Через него Япония впервые приобщилась к мировой художественной культуре с развитой образной системой и сложившимися средствами выражения.
По сравнению с предшествующим периодом этап раннего средневековья, отмеченный тесным культурным сближением островного государства с Кореей и Китаем, был гораздо более высоким по уровню художественного мышления, образного обобщения, разнообразию критериев красоты. Буддизм принес в искусство неведомое прошлому созерцательное мироощущение, новую концепцию взаимоотношения человека и природы. Вместе с идеей кармы - воздаяния за добро и зло, совершенные человеком в его прошлых перерождениях, - идеи мужественности, героизма, духовного подвига как главные позитивные начала жизни впервые нашли свое художественное выражение на японской почве.
Автор: Н.С. Николаева
Продолжение здесь.