С утверждением сёгуната Токугава (1615-1868) начался период развития японского общества, полный внутренних противоречий как в экономической, так и в идеологической жизни. С 30-х годов XVII века правительство пресекает почти все контакты с внешним миром, обрекая страну на самоизоляцию как раз в тот период, когда культурные контакты с Европой и Америкой благодаря бурно развивавшемуся мореплаванию и мировой торговле могли оказаться плодотворными.
Социальная иерархия была строго зафиксирована в специальных законах, по которым общество делилось на замкнутые сословия, и самым низшим среди них были торговцы и ремесленники, хотя в их руках, руках нарождавшейся и богатевшей буржуазии, был сосредоточен основной экономический потенциал страны.
Для культуры XVII-XIX веков характерно интенсивное расширение ареала: ее центрами становятся наряду с Киото и Нара новая столица Эдо (современный Токио), Осака, портовые города Сакаи, Нагасаки и др. Расцвет специфической городской культуры стал самой главной особенностью японского позднего средневековья. Естественно, что при этом менялись формы бытования искусства и его роль в обществе. Формировавшееся третье сословие, которое постепенно вырабатывало свои собственные этические и эстетические нормы, выходило на авансцену художественной жизни как главный герой и наследник культурных традиций прошлого.
По сравнению с предшествующими периодами в XVII-XIX веках изменилось значение отдельных видов и жанров искусства. Архитектура утратила роль ведущего компонента художественного ансамбля в развитии культового зодчества, занимавшего прежде ведущее место. Стандартизация строительства и сложение модульной системы способствовали выработке типа традиционного жилого дома, составившего основу как ряда дворцовых ансамблей, так и массовой застройки городов.
Япония XVII-XIX веков не знала принципиально новых градостроительных идей. Города не имели единого административного и культурного центра, в них не было специально спроектированных площадей, монументов и памятников. Нерегулярная запутанная система улиц была лишь средством внутригородской коммуникации, но никак не формой пространственной организации города, как в период раннего и зрелого средневековья. Застройка бурно развивавшихся городов была стихийна и беспорядочна и представляла собой как бы суммирование одной и той же ячейки - традиционного жилого дома.
Традиционный жилой дом синтезировал отобранные вековым опытом поколений архитектурные идеи, наиболее целесообразные с точки зрения природных и климатических условий страны (в том числе постоянной сейсмической активности и большой влажности воздуха). Но главное - в нем воплотилась традиция художественно-образного осмысления пространства, зародившаяся еще в древности и пронесенная через всю культурную историю народа. Именно поэтому и могла появиться такая четкая и отработанная форма жилого дома, имевшая не только утилитарный, но и художественный смысл.
В живописи возросла роль декоративных росписей, развитием которых ознаменован был уже рубеж XVI и XVII веков. Изощренная духовная напряженность живописи тушью получает новое жанровое выражение в так называемых хайга и бундзинга, включавших в себя и поэзию. Высокого расцвета достигает гравюра на дереве, ставшая в XVIII-XIX веках главным видом японского искусства, прекрасным итогом многовекового пути изобразительного творчества.
Наконец, возрастает общий удельный вес декоративных искусств, получивших свою сложную видовую дифференциацию. Наряду с широким развитием производства фарфора, тканей, лаковых изделий переживает расцвет искусство малой пластики в виде нэцкэ - уникальный вид творчества, соединивший в себе высокий профессионализм выдающихся мастеров со стихией фольклора как в литературно-сюжетной основе произведений, так и в изощренности предметного творчества, ремесленного многовекового опыта работы с различными материалами.
Все это свидетельствует о большом усложнении художественной жизни Японии отмеченного периода, напряженности ее духовного развития даже в условиях изживавшего себя феодального строя.
Автор: Н.С. Николаева
Продолжение здесь.